Анализ рынка фармацевтики

Главная / Проекты / Маркетинговые исследования / Анализ рынка фармацевтики

Фармацевтический рынок в России активно развивается. За 2000-2016 гг. лишь в 2015 году оборот торговли фармацевтической продукцией сократился 5.9%, что обусловлено объективными факторами (так, спад розничной торговли в целом за этот период сократился почти на 10%). При этом стоит отметить, что динамика роста рынка значительно снизилась после кризисного 2009 года. Так, если в 2000-2008 гг. оборот торговли фармацевтическими препаратами рос в среднем по 15-20% в год, то в 2009-2014 гг. темпы роста снизились в среднем лишь до 5%.

График 1. Цены на фармацевтическую продукцию в РФ (источник – Росстат)

Таким образом, кризисные явления оказали определенно негативное влияние на рынок, хотя и гораздо менее чувствительное, чем на остальные сегменты потребительского сектора. Развитие рынка в начале 2017 г. пока вполне оптимистичное, так что, если общеэкономическая ситуация не будет ухудшаться, мы вполне можем констатировать завершение кризиса и вступление отрасли в фазу количественного роста.

График 2. Рост продаж в натуральном выражении (источник – Росстат)

Помимо уже ставших привычными тенденций к консолидации, которые, кстати, активно продолжались и в 4-м квартале 2016 г., российский фармритейл стал свидетелем, а отчасти и участником целого ряда процессов, связанных с эволюцией интересов неспециализированной розницы к фармацевтическому рынку. Интересы эти, стартовавшие несколько лет назад бурной дискуссией о необходимости разрешения продажи лекарств вне аптечных учреждений, к настоящему времени существенно трансформировались. Сейчас можно наблюдать примеры куда более глубокого партнерства FMCG-ритейла с фармрозницей и даже попытки самостоятельной игры отдельных его представителей на фармрынке.

Эксперты фармрынка отмечают, что, хотя в 2016 году на рынке отмечались негативные тенденции, во второй половине года наметилась положительная динамика в отдельных секторах. Среди положительных тенденций можно отметить рост розничного сегмента более чем на 10% по итогам 2016 года. Об этом говорят данные за третий квартал текущего года. Начина я с первого квартала темпы роста розничного сегмента рынка постепенно увеличивались и достигли своего максимума в сентябре 2016 год. Еще одним аспектом стабилизации ситуации на рынке, на что также обратил внимание Николай Демидов, стало выравнивание реальных объемов продаж, которые также сильно упали из-за снижения потребления. В 2016 году они вышли на уровень 2015 года, а в третьем квартале был отмечен уверенный рост.


Посмотреть полный текст кейса